Среда
20 Сен 2017
16:43
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствуем Вас Гость
RSS
 
Семейное служение
Главная Мой профиль Регистрация ВыходВход
гла 5 »
Материалы

Семинары

Статьи

Игры в группе

Мультимедиа

Поделки

Картинки


Полезные ссылки

ГЛАВА ПЯТАЯ

ДУШЕПОПЕЧИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА С ЛЮДЬМИ, У КОТОРЫХ ЕСТЬ ПРОБЛЕМА РАЗВОДА

 

В наше время общество всерьез обеспокоено экологией, состоянием окружающей нас среды, личным здоровьем, современным образом жизни. В средствах массовой информации часто можно слышать тревожные сообщения о загрязнении рек и озер, о вымирании некоторых видов животных или растений. Есть люди, которые активно посвящают свою жизнь помощи морским котикам и бездомным собачкам, используя для этих целей огромные ресурсы времени, сил и финансов. Плохо во всей этой ситуации то, что наше общество отказывается замечать проблему разрушения семьи и брака. И если не прилагать должных усилий и не заботится о сохранении семьи, то вымирание грозит такому Божьему институту как брак и семья. Невидимой но страшной эпидемией нашего времени стал развод, который под маской заботы о личности уничтожает в конечном счете все человечество. А многие супружеские пары даже не способны увидеть ту опасность, в которой может оказаться их брак. Мы должны придерживаться библейской точки зрения на развод, невзирая на то мнения о разводе, которое преобладает в нашем обществе. И по этому поводу Райл сказал, что: « чем ближе к указаниям Господа находиться семейное право той или иной страны, тем выше нравственность ее народа»[1].

Думаю, что мы все согласны с тем, что нельзя подходить к вопросу развода поверхностно. Нельзя оправдывать тех, кто развелся незаконным путем - это явный грех и подчеркивая эту мысль Адамс написал, что: «Развод, даже законный, всегда является следствием чьего-либо греха. Развод причиняет боль и страдание. Именно поэтому Бог ненавидит его»[2]. Но нельзя утверждать и то, что развод оставляет в жизни грешника до такой степени неизгладимый след, так что даже кровь Христа не может смыть его. Даже тот, тот кто добился развода греховным путем, может обрести прощение и возвратиться в церковь, подобно раскаявшимся убийцам, пьяницам и прелюбодеям.

Личное отношение к разводу имеет влияние на душепопечение

Каждый человек имеет свой взгляд на развод. И наша позиция в любом случае оказывает свое влияние и на отношение к людям, прошедшим через развод. О необходимости вырабатывать в себе правильное отношение к разводу пишет Адамс, потому, что: «Если вы испытываете к таким людям неприязнь (а это вполне возможно, если вы росли в семье, где развод считался чем то предосудительным), то в процессе консультирования непременно заметите, что это влияет на вашу работу с теми, кто решил развестись или подумывает о повторном браке после развода»[3]. Поэтому служителям церкви, душепопечителям, семейным консультантам в церквах особо важно не вырабатывать свой взгляд, но достаточно хорошо знать библейское учение о разводе. Ведь для нас важно как именно Бог видит развод и только эта позиция может правильно вывести человека из уже сложившейся через развод сложной жизненной ситуации. А мы знаем, что Бог созидает, а не разрушает. Адамс по этому вопросу пишет, что: «Да, действительно Бог ненавидит развод. Однако не все разводы Ему одинаково ненавистны и не все в разводе Ему ненавистно». И далее Адамс поясняет:

Бог ненавидит то, что является причиной всякого развода - даже такого, о котором говорится в Иеремии 3:8. Он ненавидит последствия развода, отражающиеся на детях и на пострадавшей стороне (но даже несмотря на это. Бог велел израильтянам в книге Ездры 10:4-11 развестись со своими иноплеменными женами). Бог ненавидит развод, не имеющий под собой библейского основания. Это означает, что в разводе есть то, что не является ненавистным в очах Бога. Разумеется, не является ненавистным в очах Господа процесс расторжения брака как таковой. Не является также ненавистным в Его очах развод, полученный на основании изложенных в Писании установлений, которым Он Сам строго следовал во взаимоотношениях с неверным Израилем[4].

Итак то, как мы лично сами относимся к факту разводов непременно отразится на нашем отношении к разведенным людям. Если мы испытываете к таким людям отрицательное отношение, то в процессе душепопечитольского консультирования легко  заметите, что это влияет и на нашу работу с теми, кто решил развестись или же находиться в разводе. Поэтому важно выработать правильное, библейское отношение к разводу: с одной стороны, мы должны ненавидеть развод, как его ненавидит Бог; с другой стороны, следует признавать, что в этом греховном мире возникают различные жизненные ситуации в которых мы должны правильно помочь этим людям.

Критическое состояние в браке является острой и реальной проблемой нашего времени. Пельт достаточно точно подчеркнула, что: «разве это не странно, что наше обшество, осушествившее за последние годы столь поразительный технологический взлет, так и не смогло научить семьи жить в согласии под одной крышей? Развод – это довольно печальный обвинительный акт против общества в целом, но он гораздо более отвратителен в христианской среде»[5]. Всем христианам, а особенно служителям, следует четко знать, что существует потребность в организации профилактики супружеских разводов в каждой поместной церкви. И в данной главе мы отметим четыре направления профилактики разводов: первое – душепопечительская практика с людьми до брака, второе направление - душепопечительская практика с людьми в счастливом браке, третье - душепопечительская практика с людьми в критическом браке и четвертое направление – душепопечительская  практика с людьми после развода.

Душепопечительская практика с людьми до брака

«Наиболее очевидный способ предотвратить развод — создать крепкие браки, основанные на библейских принципах, браки, которым присущи любовь, преданность и свободная коммуникация»[6]. Только Божье благословение может объединить двоих и соделать из них одно, единое целое. Поэтому в первую очередь необходимо искать Божью волю и водительство в столь серьезном вопросе. Можно ошибиться в важном вопросе выбора профессии и даже проучившись пять – семь лет в конце концов поменять профессию. Но в вопросе выбора спутника жизни у человека нет шанса на ошибку, выбор происходит один раз и на всю жизнь и без Бога, без Его благословения здесь человеку уже не справиться.

Люди долго учатся чтобы освоить определенную профессию. В автошколах основательно преподают навыки вождения автомобилем прежде чем человек самостоятельно будет управлять автомобилем. Но редко учат библейской семейной жизни и в лучшем случае это сводиться к разовой встрече будущих супругов со служителем для беседы. Стоит ли удивляться тому, что такое множество браков распадается и супруги проходят через болезненный развод. В наше время большинство людей часто оказывается неподготовленными к вступлению в брак и выполнению всего, что связано с ним, духовно, эмоционально, физически и конечно же материально. И эту профилактическую душепопечительскую работу необходимо начинать еще до брака. Эту мысль продолжает Добсон – основатель и Президент благотворительной организации «В фокусе - семья», делая акцент на обязательности такого служения в церкви: «добрачные консультации обязательны и даже бывают спасательным кругом для брака. Кроме этого, они помогают юношам и девушкам преодолеть стереотип нашей морали – тенденцию вступать в брак с первым встречным»[7].

Конечно же огромную роль играет тот фактор в какой семейной атмосфере воспитывались будущие молодожены. То есть какая семейная обстановка является для них «нормой» и исходя их этого какую семью будущие молодожены видят в своей перспективе и хотят строить в будущем. Ведь часто семейная пара может романтически думать, что их любовь достаточно крепка, чтобы осилить все проблемы. Но крепкие супружеские отношения чаще строятся на основании преданности, посвящении друг другу и готовности жить согласно библейскому пониманию созидания семьи.

Христианский душепопечитель может четко сказать, что добрые браки не появляются вдруг и сами собою, но их необходимо кропотливо строить. Добсон твердо рекомендует: «каждая семейная пара, даже уверенная в своей совершенной совместимости, должна иметь, как минимум, от шести до десяти встреч[8] с опытным человеком, умеющим оказать им помощь в подготовке к вступлению в брак. Основная цель – определить, что каждый из них ожидает от будущей совместной жизни, и провести их через зоны потенциальных конфликтов»[9]. Создание крепкого брака на всю жизнь — дело нелегкое, но реально выполнимое и  есть достаточно много семейных пар которые наполнили свою жизнь радостью и счастьем совместной жизни и совместного служения Богу.

Душепопечительская практика с людьми в счастливом браке

Ведь кажется, что в счастливом браке и так все хорошо поэтому их счастью лучше и не мешать. Цель и задача душепопечителя помочь семьям, находящимся в благополучном, нормальном и счастливом браке во первых ценить то что они имеют, во вторых учиться сохранить брак в течении всей жизни счастливым.

 Пламя даже самого яркого и большого костра горит до тех пор пока в огонь регулярно подкладывают дрова, иначе огонь угасает. Владимир и Елена Лосевы дают свой совет: «каждому браку, каким бы он ни был хорошим, нужен план и стратегия, для того чтобы преодолевать отчуждение и ощущать единство»[10]. Эту же мысль продолжает Рейни, директор организации «семейная жизнь» и ведущий ежедневной радиопередачи «Family Life Today» в своей статье «Как выявить болезнь которая, возможно, убивает ваш брак» следующее: «если вы активно не будете добиваться единства и близости в браке, то он будет естественным образом двигаться к состоянию отчуждения[11]».

О крепких браках нужно заботятся и срочно укреплять, если появляются признаки повреждений. С помощью молитвы и при поддержке ближних, браки возрастают, поврежденные связи восстанавливают и таким образом разводы предупреждаются. «Вот почему ради предупреждения разводов христиан следует призывать молиться о супружеских парах, даже если их отношения не вызывают беспокойства»[12]. Но к большому сожалению достаточно часто в церквах душепопечение семьи и брака работает в режиме «пожарника» – есть пожар в семье, тогда есть и экстренная команда, срочно летящая тушить конфликт.

Душепопечительская практика с людьми в критическом браке

Критическое состояние брака является острой и реальной проблемой, тех семей, которые не прилагают усилий для созидания и укрепления своего брака. И Церковь должна активно работать в вопросах профилактики разводов и укрепления семей. Тярк обращает наше внимание на то, что: «задача церкви - помочь тем, чей брак уже несчастлив. Это довольно трудная обязанность, особенно потому, что за помощью обращаются слишком поздно»[13]. Всегда важно помнить, что даже при супружеской неверности: «развод не вменяется, а только допускается. Альтернативой ему выступают прощение и примирение»[14].

Что можно сделать, чтобы предупредить развод, если пара уже решила разделиться? Как сохранить брак от разрушения? Это очень сложный вопрос. Возможно кто-то обращается за советом и помощью к родным, а кто-то надеется на свой опыт жизни, а кто-то на семейного консультанта психолога. Есть достаточно много людей, которые действительно считают, что развод разрешит все их проблемы и трудности. И вместо того чтобы искать решение семейных конфликтов в помощи Бога и в совете Его Слова они действуют на свое усмотрение, относясь к разводу, как к единственному и последнему средству от своего «проблемного» брака. Но, скорее всего происходит так, что те же самые проблемы возникают со вторым и третьим браком потому, что в смене супруга нет разрешения конфликта. Только находя волю Божию относительно брака но не того, что предлагает мир и плоть можно сохранить брак. Конечно это и не легко, но если искать Божьих решений – Бог покажет, что делать и даст сил воплотить это в жизнь.

Коллинз дает следующий совет: «прежде чем супруги решат разделиться, они должны вспомнить, что перед лицом Бога, самих себя и своих семей они должны сделать все возможное, чтобы избежать развода и обновить свои супружеские отношения. Это предполагает спокойный и взвешенный подход к решению супружеских проблем; но именно такого подхода зачастую и недостает. Если муж и жена имеют искреннее желание потрудиться над разрешением конфликтных ситуаций и создать обновленные отношения, то имеется высокая вероятность, что развод будет предотвращен»[15]. И далее в вопросе укрепления семейных отношений супружеские пары должны искать прежде Божественную помощь. Ведь каждый из супругов должен прилагать усилие со своей стороны, чтобы разрешить свои супружеские проблемы, которые часто выражены через постоянное осуждение друг друга, горечь обиды, нежелание прощать и нежелание трудиться над укреплением своего брака. Если супруги в молитве искренно просят у Бога укрепления и созидания семьи, Он, несомненно, сделает это. Ведь только Богу в действительности по силам исправить и остановить процесс разрушения брака. Супруги должны искать мудрости свыше, силы и руководства, если они стремятся сохранить свой брак. Ежедневное чтение Священного Писания и молитвы — это самое мощные орудие, дающее возможность супружеской паре восстановить разрушенные грехом семейные отношения. И это подводит нас на к мысли о влиянии поместной церкви.

Многие думают, что моя семья и моя жизнь – это мое и только мое личное дело. Но даже светский автор, ссылаясь на последствия разводов, в книге «Развод глазами судьи», задает правильный вопрос: «разве развод является сугубо личным делом самих супругов? Разве не перекладывается на плечи общества все то бремя, которое возникло после развода?»[16]. И в этой теме очень важное заключение делает Мур: «пара не имеет права принимать решение о разводе изолированно от общины»[17]. И далее автор говорит о том, что: «в случае напряженных семейных отношений, пара обязана обращаться к церкви за советом и молитвой»[18].

Помочь восстановить разрушенные отношения семейной паре, где двое просто «не сошлись характером» когда их сердца уже ожесточились намного сложнее, чем даже в случае нарушения супружеской верности. Эту мысль продолжает Коллинз: «особенно трудно работать с теми парами, которые решили расторгнуть брак и отказываются примириться»[19]. Но: «тем не менее именно эти люди нуждаются в супружеском душепопечении[20]; они то и представляются главной целью христианского душепопечения»[21].

В заключение нужно добавить, что если Бог сказал, что муж и жена не должны разводиться, значит, Бог в этой ситуации прав и лучшего решения не может быть. Супруги, между которыми возник конфликт, должны искать разрешение своего вопроса, категорически исключая развод. Добсон – категорически рекомендует супругам бороться до конца: «защищайте свой брак так же, как если бы вы защищали саму вашу жизнь»[22]. Коллинз в своей книге описывает только два способа абсолютно гарантирующих положительный результат, это: «совместная молитва и совместное исследование Библии»[23].

 ДАЛЕЕ



[1] Джон Райл, Размышления над Евангелием от Марка (Минск: «Завет Христа», 2002), 194.

[2] Джей И. Адамс, Брак, развод и повторный брак (Одесса: Издательство: «Тюльпан», 2007), 60.

[3] Там же, 59.

[4] Там же, 58.

[5] Ненси Ван Пельт, С этого дня и дальше (Заокский: «Источник жизни», 2003), 74.

[6] Гари Коллинз, Пособие по христианскому душепопечению (Санкт-Петербург: «Мирт», 2010), 623.

[7] Джеймс Добсон, Исчерпывающие ответы. Часть 3. Секреты удачного брака (Санкт-Петербург: Мирт, 2004), 21.

            [8] Приведем перечень вопросов, которые компетентный онсультант может предложить молодым парам: Где вы будете жить после свадьбы? Будет ли невеста работать? Как долго? Планируете ли иметь детей? Сколько? Когда? Через какие промежутки времени?Будет ли жена работать после рождения детей? Через сколько лет?Как вы собираетесь воспитывать детей, кормить их, обучать? Какую церковь будете посещать? Есть ли между вами серьезные теологические расхождения? Как вы будете разделять роли в семье? Где вы будете проводить рождественские каникулы и День благодарения? Как вы будете решать финансовые вопросы? Кто будет выписывать чеки? Что вы думаете о жизни в кредит? Будет ли автомобиль куплен на деньги, взятые в долг? Как скоро? Какой марки? Как далеко зашли ваши сексуальные отношения до брака? Если вам не понравятся друзья супруга, как вы будете к ним относиться? Что вас больше всего беспокоит в вашем избраннике (избраннице)? Чего вы ожидаете от него (нее)? Это только часть вопросов, обязательных для обсуждения. Затем предусмотрен целый ряд тестов на совместимость, которые помогут идентифицировать типы темперамента и личностные особенности. Иногда совершаются шокирующие открытия. Да, некоторые пары решают отложить или даже отменить свадьбу, после того как перед ними открывается целая долина потенциальных конфликтов. Другие пары начинают преодолевать свои сложности, с большой настойчивостью пробиваясь к цели — созданию семьи. В любом случае мужчина и женщина только выигрывают от того, что лучше узнают друг друга. Кто-то сказал: «Ключ к счастливому браку в том, чтобы смотреть на все широко открытыми глазами до свадьбы и полузакрыв глаза после нее». Я согласен с этим. Добрачные консультации существуют для того, чтобы помочь обрученным парам подобрать такой ключ.(Там же, 21).

 

[9] Там же, 22.

[10] Владимир и Елена Лосевы, «На пути к единств», Семейная жизнь сегодня (Киев: «Блиц-Принт», Н.д.): 4.

[11] Признаки отчуждения: Ощущение, что супруг не слушает вас и не желает понимать. Позиция типа: «Мне все равно», «Зачем это надо?», «Давай поговорим об этом завтра, а сейчас пошли спать». Ощущение, что вы неспособны угодить супругу или соответствовать его ожиданиям. Ощущение, что вы отдалились друг от друга. Ощущение, что каждый из вас сам по себе. Нежелание признать, что действительно было что-то сделано не так: «Это твоя проблема, а не моя». Ощущение, что поддерживать мир, избегая конфликтов, лучше, чем страдать, обсуждая реальное положение вещей. (Денис Рейни, «Как выявить болезнь которая, возможно, убивает ваш брак», Семейная жизнь сегодня, (Киев: «Блиц-Принт», Н.д.):12).

[12] Коллинз, Пособие по христианскому душепопечению, 624.

[13] Освальд Тярк, Десять Заповедей. Размышления о Библейской Этике (Ирпень: Ирпенская Библейская Семинария ВСО ЕХБ при содействии СЕО, 2001), 52.

[14] Коллинз, Пособие по христианскому душепопечению, 607.

Форма входа

Поиск по Библии

Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Сайты


Copyright MyCorp © 2017