РАССМОТРЕНИЕ
И ОБОСНОВАНИЕ БИБЛЕЙСКОГО ВЗГЛЯДА НА РАЗВОД
Чтобы правильно понимать глубину проблем вызванных
разводом, нужно достаточно ясно понимать предназначения семьи и суть брака. В
нашем направлении исследовании – Библейское понимание развода, важно знать не
только то как человек представляет себе брак, но как видит это Бог.
Библия однозначно учит тому, что идея брака
принадлежит только Богу, а не человеку. Только Бог является инициатором и
учредителем стандарта брака и условий совместного проживания в семье. И только
Бог имеет право утверждать как нужно правильно строить свою семью, чтобы она
была настоящей, крепкой и счастливой в течении всей жизни супругов.
Бог инициировал создание брака с определенной о
конкретной целью. В статье «Развод» Элуэлл и Камфорт записали о том, что: «Брак
был предусмотрен Богом в качестве интимного и взаимодополняющего союза мужчины
и женщины, в котором эти двое становятся физически единым целым на всю жизнь,
отображая близость Всевышнего и служа Богу». Цели самого брака были так же определены Богом. В
браке Бог предусмотрел, чтобы человеку было «хорошо» (Быт. 2:18), а так же
взаимную любовь между мужем и женой (Притч. 5:15-20; Песн. 2:3-7; Песн. 8:5-7).
Брак служил препятствию и, недопущению безнравственности (1 Кор. 7:2,8,9). Так
же важным предназначением брака было продолжение рода человеческого и забота о
детях (Быт. 1:27, 28; Мал 2:15; 1 Тим 5:14). Миллард Эриксон определил это как
«Божья заповедь первой человеческой паре (Быт. 16:28)»
С описанием первой семьи мы встречаемся еще в саду Едема (Быт 2:18, 21-24). И во
времена Нового Завета Божий стандарт, записанные в книге Бытие, не изменяется,
но повторяется и подтверждается (Мф. 19:5; Еф. 5:31). От человека в свою
очередь Бог ожидает, что он будет чтить чистоту брака (Мал. 2:15; Евр.13:4).
Идеал брака, это единобрачие, союз одного мужчины
и одной женщины (Быт. 2:24; 1 Тим. 3:2, 12). О единобрачии, как Божьем
установлении написал Миллард Эриксон так:
Единобрачие устанавливалось с самого начала: «Потому оставит человек отца
своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24).
Речь здесь очевидным образом идет об одном мужчине и одной женщине. Иисус
цитирует этот стих при обсуждении вопроса о постоянстве брака (Мф. 19:5), а
Павел при сравнении брачных уз с отношениями между Христом и церковью (Еф.
5:31). Если церковь – невеста Христа, они должны составлять одно тело, а не
несколько.
Полигамия в Ветхом Завете (Быт 29:16-30; 1 Цар.
1:1,2; 1 Цар. 25:42, 43; 3 Цар. 11:1-3) нарушает Божий стандарт (Быт 2:24) и
приводит к развитию конфликтов (Быт. 30:1; Лев. 18:18; 1 Цар. 1:3-8).
Прелюбодеяние было запрещено Богом во всех случаях (Исх. 20:14; Лев. 18:20;
Гал. 5:19-21; 1 Кор 6:9). Браки народа Божия с иноплеменниками были запрещены в
законе Ветхого Завета (Исх. 34:15, 16; Втор. 7:3, 4; Суд. 16:4-21; 3 Цар.
11:1-8; Езд. 9:1-5, 10-15; Неем. 13:23-27). И эти положения о браке
продолжаются учением в Новом Завете (1 Кор. 7:12-16; 2 Кор. 6:14-18).
Так же необходимо отметить, что для некоторых Бог
дал и дар быть одному в безбрачии и полностью посвятить себя Богу (1Кор 7: 7,8;
25-28; 32-35).
Брак между людьми является так же духовным
символом в союзе отношений между Богом и Его избранным народом: Бог - супруг
Израиля (Ис. 54:5), а так же Христос - жених церкви (Мк. 2:19, 20; Ин. 3:29) и
Церковь - невеста Христова (Еф. 5:22-24; Откр. 21:2, 9, 10).
Семья и
брак является Божьим установлением на все времена и для всех людей. Подчеркивая
принцип неизменности условий брака и супружеских отношений Миллард Эриксон
писал: «Свое учение о постоянстве брака Иисус основывает на факте, что Бог
сотворил людей как мужчину и женщину и провозгласил, что они будут одной плотью
(Мф. 19:4-6 со ссылкой на Быт. 2:24). Этот пример рассматривается как раз и
навсегда установленный образец. Из него выводится неизменная природа
супружеских отношений».
Семья и
брак весьма важное Божье установление. И продолжая мысли о важности семьи в
глазах Бога Немцев записал :
рассматривая ее и как важнейшее Божественное
установление на земле, и как школу любви и воспитания, и как основу всякого
порядка и устройства, и как прообраз отношений Христа и Церкви, и как школу
подготовки людей к вечности. Святитель Григорий Богослов писал: «Связанные
узами супружества, заменяем мы друг для друга и руки, и ноги, и слух… Общие
заботы супругов облегчают для них скорби и общие радости восхищают обоих.
Но
несмотря на столь огромную значимость и важность, которую Бог вложил в институт
брака, в практической и повседневной жизни мы можем видеть совсем обратное.
Наши личные наблюдения и общая
статистика весьма ясно утверждает о том, что в современном обществе ценность
семьи и брака теряется и падает.
Важно отметить тот факт, что как автором брака
является только Бог, так в свою очередь и автором развода является только
человек. В отличии от брака, развод – это уже изобретение человека,
порабощенного грехом. Элуэлл и Камфорт записали о том, что: «Развод не был ни
установлен, ни предусмотрен Богом; он, напротив, порожден грехом и противоречит
Божьему идеалу брака (ср. Мал. 2:14)».
Бог установил нерасторжимость и постоянство семьи, утверждая, что брак –
это союз на всю жизнь (Мф. 19:3-6, 9 ; Рим. 7:2, 3; 1 Кор. 7:39). Отношения
Бога к факту самого развода не многозначны, а наоборот ясные и конкретные. Бог
инициировал создание брачного союза и создал все достаточно необходимые
условия, для того, чтобы брак между одним мужчиной и одной женщиной был
скрепляем любовью, взаимоуважением и продолжался на всю жизнь. Ряд переводов
Библии показывают нам, что Бог ненавидит развод (Мал. 2:16), так записано в
переводе М. Лютера, в
украинском переводе Библии,
в современном переводе.
Эту же мысль продолжает и Немцев, подчеркивая, что: «Бог
является противником разводов не только в новозаветные, но и в ветхозаветные
времена. Бог предложил людям совершенный образец брака: моногамный (один муж и
одна жена), нерасторжимый, на основе любви и единства».
Итак
рассмотрев взгляд Бога на брак и Его отношение к факту развода, мы видим, что
проблема развода весьма актуальна и семья, нуждается в особой защите. И
средство сохранения брака от разрушения может быть только Божьи принципы и
стандарты построения семьи. Далее мы рассмотрим библейский взгляд на развод
отдельно в Ветхом и потом в Новом Заветах. ДАЛЕЕ
|