Суббота
18 Ноя 2017
10:26
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствуем Вас Гость
RSS
 
Семейное служение
Главная Мой профиль Регистрация ВыходВход
далее »
Материалы

Семинары

Статьи

Игры в группе

Мультимедиа

Поделки

Картинки


Полезные ссылки

Нерасторжимость брака в Ветхом Завете

Мы знаем, что первая семья в истории всего человечества была у Адам и Ева. Но вот где, когда и с кем произошел первый в истории всего человечества развод? «И ответа на этот вопрос не знает никто, ибо люди начали разводится в глубокой древности»[1]. Александер так же утверждает, что развод был еще до того времени, как об этом записал Моисей: «Развод впервые упомянут в Моисеевом завете (ср. Лев. 21:14; Вт. 22:13-19, 28-29), однако он уже существовал в Израиле»[2]. И в данном случае Моисей не фиксирует самый первый развод в мировой практике, а вынужден констатировать сам факт существования разводов.

Грехопадение человека оказало сильнейшее разрушительное влияние на все стороны как духовной, так и физической жизни человечества. Божий идеал семьи и брака так же был искажен греховными действиями человека. После грехопадения появилась так же и смерть, а потом и наказание через смертную казнь, останавливающее действие греха.

Бог дал закон: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20:14), — так гласила седьмая заповедь «первое, что подразумевается в этой заповеди, - постановления брака должны соблюдаться»[3]. И далее написано в Законе: «не желай жены ближнего твоего» (Исх.20:17). Из десяти заповедей две защищали брак. Потому, что «и после грехопадения человека Бог не изменил Свой идеал брака. И мы прослеживаем это в Писании от первой книги Ветхого Завета до самой последней книги Нового Завета. Брак должен быть настолько свят, что, согласно Ветхому Завету, нарушивший или нарушившая его предавались смерти»[4]. В книге Левит (Лев. 20:10) записано: «Если кто будет прелюбодействовать с женою замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, — да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка». Мысль особой ценности, святости и нерушимости брака в глазах Бога подчеркивает тот факт, что за нарушение следовало самое суровое наказание, какое только могло быть для человека на земле, пишет Немцев:

Строгость в отношении чистоты брака прослеживается во многих местах Ветхого Завета (Чис. 5:11-31; Втор. 22:22-24). Под прелюбодеянием понималась интимная связь, в которой участвовала хотя бы одна сторона, связанная узами брака. Запрещались также и другие половые незаконные связи, однако не всегда закон требовал в наказание за них смертную казнь. Лев. 19:20 «Если кто переспит с женщиною, а она раба, обрученная мужу, но еще не выкупленная, или свобода еще не дана ей, то должно наказать их, но не смертью, потому что она несвободная». Мы видим здесь, что если бы брак был заключен, то последовало бы самое суровое наказание — смерть. Закон Божий очень строго относится к нерушимости и святости брачного союза. В десятой заповеди подчеркивалось, что не только фактическое прелюбодеяние, но и прелюбодеяние в мыслях запрещено. Исх. 20:17 «…не желай жены ближнего твоего[5].

Нужно также отметить, что в ряде случаев Закон запрещал развод. Бог накладывает ограничения на факт развода, при которых развод в некоторых случаях запрещался на всю жизнь Развод не разрешался когда выдвигалось ложное обвинение относительно отсутствия девственности у невесты (Вт. 22:13-19), когда брак заключался из-за того, что мужчина насильно овладел женщиной (Вт. 22:23-29). И все эти действия и постановления Бога, сохраняющие брак, всегда направляли взгляд на тот стандарт брака, который был приготовлен для человека.

Бытие 2:24, как стандарт для семейной жизни

Вторая глава Бытие открывает нам историю происхождения первого брака на земле. Это был брак между Адамом и Евой, который не возник вдруг неожиданно и сам по себе. Первый брак так же не возник потому, что этого так захотели первые люди. Автором, Инициатором и Создателем первого брака был сам Бог. Особенность и исключительность первого брака подчеркивает Генри Метью: «это, безусловно, было самое торжественное бракосочетание из всех, заключенных на земле, в котором сам Бог непосредственно принимал участие»[6]. Об этом событии мы читаем в Книге Бытие: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). Бог, Своим постановлением сделал двоих, Адама и Еву, одной плотью.

С позиции нашего исследования нужно сказать, что тема развода в этой семье не имела никакого места. Более того   Элуэлл и   Камфорт подчеркивают, что рассуждать о развод в данной ситуации – это нечто немыслимое: «В книге Бытие, в рассказе о сотворении, муж и жена – «одна плоть» в контексте своего безгрешного окружения (Быт. 2:24). В таких условиях расторжение брака было немыслимым»[7].

Росс так описывает состояние главенства в первой семье, а это именно важная причина разводов: «Поскольку Адам и Ева составляли как физическое, так и духовное единство, и жили достойно, не зная греха, не было нужды давать им здесь указания относительно главенства в семье»[8]. Как хорошо, когда в жизни семейной пары нет места греху, когда все заполняет и покрывает Божья любовь, тогда и расторжение брака становится делом немыслимым.

Итак мы видим, что в первом браке такое понятие как развод это нечто недопустимое, именно немыслимое. Хороший вывод относительно развода делает Немцев:

в браке муж и жена — одно целое, совершенное единство человека, единство плоти, души и духа, характеризующееся завершенностью. В браке каждый из супругов предает себя в исключительную собственность Бога и супруга. Брак должен быть свят, постоянен и нерушим, и только такой брак одобряет Господь. Все, что нарушает это, должно быть признано как отступление от Божьего замысла[9].

 

Божья воля относительно брака и семьи это единство и нерасторжимость. Бытие 2:24 – это и есть Божий стандарт семьи и брака, данный человеку. Но как же тогда быть с разводами, известными в Ветхом Завете? Именно об этом месте из Писания (Вт. 24:1-4) спрашивали Христа фарисеи, будучи уверены в том, что если закон говорил о разводах, то это означало и Божию волю на развод. Книжники и фарисеи основывали свою точку зрения на неправильном толковании книги Второзакония.

Развод во Второзаконие 24:1-4, как исключение, сдерживающее дальнейший грех

Необходимо еще раз отметить, что развод не был установлен Богом, но развод порожден грехом и противоречит Божьему идеалу брака, записанному в Книге Бытие во второй главе. В Законе Моисея мы можем найти постановление относительно уже существующей на то время практики развода. И «это именно то разрешение, на которое фарисеи ошибочно ссылались как на заповедь (Мат. 19:7)»[10]. Во Второзаконии 24:1-4 читаем: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что ни будь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего...». Основанием для развода во Вт. 24:1 является «нечто противное» ('eruat dаbаr). Исходя из этого стиха мы видим, что любой мужчина мог развестись со своею женою, если она не находила благоволения в его глазах. И для этого развода было единственное условие - дать ей разводное письмо[12]. Практически, любая женщина подвергалась реальной угрозе со стороны своего мужа получить развод и после получения разводного письма, могла остаться без семьи и без дома. Это показывает нам как женщины были абсолютно не защищены социально в существующем тогда обществе. Элуэлл и Камфорт подчеркивают, что: «развод возник как неизбежное следствие превосходства мужчины над женщиной»[13]. И далее они утверждают, что через развод защищались права женщины:

Разрешение развода в законе Моисея – это Божья уступка грешному человечеству (Мф. 19:8). По сути возможность развода была доступна только господам-мужчинам. Женщины, подчиненные мужьям, становились жертвами развода. Мужья могли разводиться с женами; жены не могли оставлять мужей. Постановления о разводе во Второзаконии могут показаться несправедливыми, но на самом деле они были призваны хоть как-то защитить права жертв, женщи»[14].

 

Эту же мысль поддерживает и Александер, он пишет, что:  «Однако для защиты жены требуется, чтобы муж дал ей разводное письмо»[15] -, и далее он описывает назначение «семейного права»: «В этих текстах изложена политика в области семейного права, которая ограничивает и не поощряет быстрые и частые разводы»[16].

Имея идеал Божьего эталона брака Немцев подчеркивает дальнейший результат греховного действия людей: «Теоретически идеал иудейского брака не имел себе равного в те времена, потому что учение о браке было почерпнуто из Писания, однако на практике не всегда было так»[17]. Генри Мэтью комментирует это так: «Моисей позволил это лишь по их жестокосердию, что бы они, не имея свободы разводиться со своими женами, не стали господствовать над ними с жестокостью, что могло привести к смерти»[18]. Тярк, комментируя Закон пишет: «Закон не являл волю Божию в чистом виде, а сообразовывался с жестокостью сердца человека того времени»[19].

Развод – это «исключение» пишет Немцев: «Божий принцип нерасторжимости брака существовал всегда, несмотря на то, что люди делали из него исключения, пользуясь милостью Бога»[20]. Александер называет развод «послаблением» грехопадения человечества: «Следовательно, Вт. 24:1-4 представляет собой послабление, сделанное Богом с учетом грехопадения человечества. В нем не одобряются и не поощряются разводы и повторные браки, хотя дозволяется и то, и другое, за исключением повторного брака женщины с ее первым мужем. Итак, это место из Второзакония устанавливает право на развод»[21].

Итак, рассмотрев ситуацию с разводом во Второзаконие 24:1-4, мы видим, что: «это место Писания не повелевает, не предлагает и не одобряет развод»[22]. Но через это место Писания Моисей признает развод и регулирует сам процесс разводов, избирая из двух зол наименьшее. Моисей упорядочил, регламентировал процесс расторжения брака, используя ситуацию развода как исключение и как средство, сдерживающее дальнейшее распространение еще большего греха, что отражено в соответствующих библейских предписаниях.

Развод при Ездра, как исключение, останавливающее осквернение святого народа

Интересующее нас события тесно связанны с приход священника Ездры в Иерусалим. Он оказал сильное влияние на духовное состояние израильской общины. И в главах 7-10 мы имеем описание событий после его возвращения из Вавилона (ок. 458 г. До Р.Х.)[23]. Джон А. Мартин подчеркнул греховное состояние народа Божия: «некоторые из израильтян оказались причастны к мерзостям своих соседей – язычников, с которыми они вступают в брачные отношения»[24]. А произошло это потому, что народ нарушал Божье повеление. Желая защитить Свой избранный народ от идолопоклонства Бог запрещает вступать в брак с иноплеменниками: «Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их;  и не бери из дочерей их жен сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих» (Исх. 34:15,16), а так же и (Вт. 7:1-4). И причина этого запрета была только религиозного характера. Эту же мысль о смешанных браках с иноплеменными женами продолжает Александер, подчеркивая, что именно эти браки: «рассматриваются как осквернение святого народа и неверность по отношению к Богу (Езд. 9:2; 10:2, 10). Шехания предлагает отослать этих иноплеменных жен и их детей (Езд. 10:3). Ездра поддерживает его (Езд. 10:11), так что народ разводится с иноплеменными женами и их детьми»[25]. А Мак-Артур подчеркивает необходимость очищения народа Божия потому, что: «брак с язычницами обязательно привел бы к идолопоклонству в будущих поколениях; поэтому реакция Ездры была очень резкой»[26].

Важное напоминание для христиан нашего времени делает Александер: «Писание предписывает не допускать брака с неверующими, что и выступает главной темой в Езд. 9 — 10. Опасность здесь заключалась в осквернении святого семени»[27].

Мы видим, что развод всегда несет за собой определенную проблему и Бог не предписывает разводиться. Развод при священнике Ездре - это исключение, средство, останавливающее осквернение святого народа. И о разводе при Ездра мы можем судить только как о исключении. Мак-Артур описывает это событие как единственный случай: «только в одном случае (Езд. 10:3-5) Он (Бог) через Своего священника заповедует развод, поскольку под угрозой оказалось само существование народа, с которым Господь заключил завет (Втр. 7:1-5)»[28]. Так же и Александер поддерживает ту мысль, что: «развод, de facto одобренный Богом с целью обособления святого народа» - и далее он подчеркнул: « эти частные ситуации характерны для тогдашнего Израиля и не выглядят нормативными»[29]. И в заключении этого раздела о разводе при священнике Ездре необходимо так же привести цитату Мак-Артура о том, что: «призыв Ездры к разводу – из ряда вон выходящий пример выбора меньшего из двух зол, имеющий отношение только к той ситуации и только к израильскому народу»[30].

Итак, рассмотрев учение о нерасторжимости брака в Ветхом Завете, мы видим, что идеалом является брак моногамный, нерасторжимый и единственный на всю жизнь. Бог создал семью и разрушение семьи - развод  не имел места в плане Божием (Быт. 2:24). Развод - ненавистен Богу (Мал. 2:16) и Он не учреждал развод. Моисей упорядочил, регламентировал и разрешил процесс уже существующих разводов (Втор 24:1-4). Александер пишет, что: «из-за греха развод и повторный брак существуют и относительно них должны быть конкретные правила»[31] - которые записал Моисей. Гари Коллинз комментирует развод согласно Ветхому завету: «развод должен быть законным (с оформлением письменного документа), постоянным и допустимым лишь в том случае, когда дело идет о «нечистоте»»[32]. И уже в Новом Завете Иисус Христос объясняет, что развод это следствие греховного жестокосердия человека (Мф. 19:8).

 ДАЛЕЕ



[1] Адамс, Брак, развод и повторный брак,63.

[2] Уолтер Элуэлл, Евангельский словарь библейского богословие (Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2000), 873.

[3] Томас Ватсон, Десять Заповедей (Dutch Reformed Tract Society, 2002), 246.

[4] В.С. Немцев, Союз любви (Минск: «Церковь Пробуждение», 2004), 332.

[5] Там же, 333.

[6] Генри Мэтью, Толкование книг Ветхого Завет. Бытие, Исход, Числа, Второзаконие ( Gouda, Hol.: Dutch Reformed Tract Society, 2008), 30.

[7] Уолтер Элуэлл и Филип Камфорт, Большой Библейский Словарь (Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2007), 1076.

[8] Аллен П. Росс, "Бытие,” в Толкование ветхозаветных книг от книги Бытие по книгу Руфь, ред. Платон Харчлаа (РЕМ и СМИ, 1992), 27.

[9] Немцев, Союз любви, 332.

[10] Генри Мэтью, Толкование книг Ветхого Завет. Бытие, Исход, Числа, Второзаконие ( Gouda, Hol.: Dutch Reformed Tract Society, 2008), 783.

 

[12] Разводное письмо – документ, удостоверяющий развод, согласно закону Моисея (Вт.24:1-4; см.Мф. 5:31; 19:7; Мк. 10:4). Разводное письмо было призвано защищать права женщины, свидетельствуя о том, что она свободна и что муж не претендует на ее приданное (Элуэлл и Камфорт, Большой Библейский Словарь (Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2007), 1077).

[13] Элуэлл и Камфорт, Большой Библейский Словарь, 1076.

[14] Там же, 1076.

[15] Уолтер Элуэлл, Евангельский словарь библейского богословие (Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2000), 873.

[16] Там же, 873.

[17] В.С. Немцев, Союз любви (Минск: «Церковь Пробуждение», 2004), 336.

[18] Генри Мэтью, Толкование книг Ветхого Завет. Бытие, Исход, Числа, Второзаконие ( Gouda, Hol.: Dutch Reformed Tract Society, 2008), 783.

[19] Освальд Тярк, Десять Заповедей. Размышления о Библейской Этике (Ирпенская Библейская Семинария ВСО ЕХБ при содействии СЕО,2001), 48.

[20] Немцев, Союз любви, 332.

[21] Элуэлл, Евангельский словарь библейского богословие, 873.

[22] Джон Ф. Мак-Артур, Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура (Г.н.: Славянское Евангельское Общество, 2004), 283.

[23] Там же, 635.

[24] Джон А. Мартин, "Ездра,” в Толкование ветхозаветных книг от первой книги Царств по книгу Песни Песней, Платон, Харчлаа (РЕМ и СМИ, 1992), 271.

[25] Элуэлл, Евангельский словарь библейского богословие, 873.

Форма входа

Поиск по Библии

Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Сайты


Copyright MyCorp © 2017