Среда
14 Ноя 2018
01:27
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствуем Вас Гость
RSS
 
Семейное служение
Главная Мой профиль Регистрация ВыходВход
далее 2 »
Материалы

Семинары

Статьи

Игры в группе

Мультимедиа

Поделки

Картинки


Полезные ссылки

Нерасторжимость брака в Новом Завете

Во время пребывания Господа Иисуса Христа на земле брак и семья так же как и во времена Ветхого Завета продолжали играть важную роль в обществе народа израильского. И связи вне брака, вне семьи среди простого народа осуждались и считались грехом. В притче о блудном сыне старший из братьев упрекнул своего отца в хорошем отношении к младшему сыну, который расточил имение с блудницами (Лук. 15:30). Фарисеи и книжники привели к Иисусу Христу женщину взятую в прелюбодеянии хорошо зная, что в таких случаях заповедал делать Моисей по закону (Ин. 8:3-5).

Однако так же как и в наше время, во времена земной жизни Иисуса Христа существовало несколько противоположных между собой мнений о возможности развода. Современники Христа, а именно книжники и фарисеи: «установили собственные нормы развода и повторного брака, выдавая их за Божьи». 

Учение книжников и фарисеев о разводе

В Израиле среди иудеев во времена Иисуса существовало два противоположных мнения по поводу возможности развода: развод по любой причине и развод  по причине прелюбодеяния. И оба мнения основывались  на законе Моисея (Вт.24:3). Первое мнение принадлежало раввину по имени Гиллель и второе принадлежало раввину Шаммаю.

Гиллель учил тому, что мужчина может развестись со своей женой, по любой причине. Если муж возненавидел свою жену, не зависимо от причины, то он имеет полное право развестись с нею. Другой иудейский учитель Шаммай учил, что мужчина мог развестись со своей женой, но только по причине прелюбодеяния. Под словом «противное» по убеждению Шаммая, подразумевается прелюбодеяние, которое и давало право на развод.

Мак-Артур пишет о том, что: «Во дни Христа преобладала самая либеральная из вышеупомянутых точек зрения — развод и повторный брак допускались под любым предлогом. Требовалось лишь одно — дать жене разводное письмо». И далее, автор делает следующее разъяснение относительно причин развода: «В тот период еврейской истории развод стал настолько простым и обычным делом, что мужчина мог развестись с женой по самым незначительным причинам. Например, если у жены пригорела еда или она поставила мужа в неудобное положение перед друзьями. Нередко мужья и не трудились объяснять причины развода, поскольку даже этого не требовалось».

Мур, сравнивая отношение к разводу у римлян и самарян с иудеями, описал эту ситуацию так: «даже иудеи, следуя либеральному учению Гиллеле, регулярно разводились со своими женами».

В Евангелии от Матфея мы читаем как к Иисусу пришли  фарисеи и задали Ему вопрос: «По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» (Мф. 19:3). Элуэлл и Камфорт пишут, что: «Они хотели понять, является Он сторонником школы Гиллеля или Шаммая. Школа Шаммая позволяла развод только в случае прелюбодеяния, а школа  Гиллеля — и по менее значительным причинам». Более того Костенбергер пишет, что школа Шаммая не только позволяла развод но требовала развод в случае прелюбодеяния. Мак-Артур пишет о том, что во дни Христа: « школа раввинских преданий толковала слова Моисея во Втор. 24:1 как заповедь, что нашло отражение в арамейском переводе Ветхого Завета (I век по Р.Х.). Разрешение, данное Богом в качестве вынужденной меры, было превращено в законное право». 

Учение Иисуса Христа о разводе

В современное время, когда потерялось влияние на общество абсолютного авторитета Писания и истина подменилась частным мнением, особо актуально по любому вопросу обращаться к учению Иисуса Христа. Когда Иисус учил о браке, а книжники и фариси о разводе, Он возвращал их к истине Священного Писания. О том, что развод идет в разрез с установленным Богом институтом семьи. Иисус Христос учил как нужно правильно разрешать вопрос развода. Тема брака и развода была актуальной во время земного служения Христа, она остается актуальной и сегодня. Данная часть работы изучает учение о браке, прелюбодеянии и разводе на основании слов Иисуса Христа. Первое место из Писания о учении Иисуса о разводе мы находим в Евангелии от Матфея в пятой главе.

Евангелие от Матфея 5 глава

Интересующее нас место Писания находится в пятой главе Матфея, это отрывок из Нагорной проповеди Иисуса, Его речь к Его ученикам. И в этой проповеди Иисус посчитал нужным сказать и о разводе. Более подробно Иисус говорит о разводе в девятнадцатой главе. Тема развода пятой главы вытекает из вопроса о прелюбодеянии: «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Матф. 5:31, 32). В этом отрывке Христос продолжает исправлять ложное понимание учения раввинов, на этот раз о разводе. «Толкование Иисуса вновь шло в разрез с общепринятым мнением». Иисус ограничил возможности развода только до случаев прелюбодеяния. И здесь для иллюстрации причины развода Иисус в греческом тексте Писания использует греческое слово porneÛ  aw. Это слово, пишет Марк Мур, означает не только прелюбодеяние, но и: «любую другую форму сексуального непотребства, включая блуд (половую связь до брака). Однако, porneia чаще употребляли по отношению прелюбодеяния женщины. Прелюбодеяние мужчины называлось словом moicheia» на этом основании автор книги делает следующее заключение: «что Иисус ведет речь о неверности в браке, а не о беспорядочных связях до брака».

Брюс Алворд дает хорошее объяснение принципа пагубности греховного действия развода во всем обществе:

Иисус тогда объясняет, почему все разводы, вне вышеупомянутого исключения, неправильны: потому что тот, кто разводится со своей женой по любой другой причине, "подает ей повод прелюбодействовать", и любой, кто женится на разведенной, "тот прелюбодействует" (5:32). Вот в чем результат неоправданных разводов для всех участвующих сторон - в цепочке незаконных связей. Развод становится способом избежания открытого прелюбодеяния и поиском возможности узаконить похоть и грех.

 

Элуэлл и Камфорт усматривают в словах Иисуса не только изменение понимания учения закона, но и заботу о положении женщины в обществе: «В Матфея 5:31-32 Иисус явно отменяет положение закона Моисея, позволяющее мужьям разводиться со своими женами. Он считает, что такое поведение оскверняет женщину. Прелюбодеи, разводясь со своими женами, низводят их до положения блудниц, пользуясь ими как вещью», предотвращая дальнейшее распространение греха. И далее следует пояснение: «Несмотря на такие строгие заповеди постоянства в браке, НЗ допускает развод в качестве исключения в случае измены или обмана. Иисус сделал такое исключение ради защиты прав пострадавшего супруга, которого вынуждает к разводу неверный партнер (5:32; 5:19-9). Очевидно, что невиновный супруг может и сохранять брак, несмотря на измену».

Александер подчеркивает, что Иисус в пятой главе Матфея: «разъясняет истинное значение закона Моисеева, подчеркивая, что праведность происходит из сердца, а не от исполнения внешних предписаний. Ссылаясь на седьмую заповедь (Мф. 5:27-32), Иисус утверждает, что вожделение, по аналогии с разводом, является нравственным эквивалентом прелюбодеяния. 

Итак из слов Христа (Матф. 5:31, 32) мы видим, что Господь дает понимание Закона в качественно другом уровне для того, что бы исправить неверное толкование фарисеями Божьего Закона. В пятой главы Евангелия от Матфея видно, что фарисеи искали повод для развода; Иисус же укреплял брак. Многие фарисеи понимали Закон так, что если муж находил в своей жене нечто противное, то и мог законно развестись. Мак-Артур продолжает эту мысль: «Принижая планку Божьих норм до уровня собственных, вы (фарисеи) совратили множество людей, навлекая осуждение на себя и на них». И дальше Мак-Артур уточняет следующее: «всякий раз, когда муж отпускал жену без веской причины, давая ей право повторно выйти замуж, он подталкивал ее к прелюбодеянию. И это вменялось в вину не только ей, но и ему». 

Иисус Христос не поддерживает развод и не требует разводиться. Сделать итог выше написанного можно словами Александер: « Развод неправилен, за исключением вины любодеяния (porneia), потому что дает повод прелюбодействовать в повторном браке». Более подробно Иисус говорит о разводе в девятнадцатой главе.

Евангелие от Матфея 19 глава

Если 5 глава Евангелия от Матфея представляет собой речь Иисуса к ученикам, то уже 19-я глава Евангелия от Матфея содержит ответы Христа фарисеям на их лукавый вопрос о разводах. Вопросы Христу был задан фарисеями во время второго года Его служения не учениками, а Его явными врагами. Синедрион уже принял решение убить Христа и теперь они хотели уловить Его, чтобы обвинить в нарушении Закона и осудить. Именно вопрос брака и законности развода стоил жизни Иоанну Крестителю и порождал немало споров. Сложность вопроса показывает Мур тем, что: «Талмуд, например, посвящает этому целую главу, которая называется Гиттим». 

Евангелист Матфей повествует нам о двух вопросах фарисеев. Давайте разберем первый вопрос и ответ Христа. Матфей (Мф. 19:3) рассказывает о том, что несколько фарисеев искушая Иисуса, спросили Его: «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею»? (Матф. 19:3). В данной работе уже было подчеркнуто, что фарисеи не имели общего мнения в вопросе развода. Мур дополняет это так: «Акиба, ученик Гиллеля, пошел дальше и учил, что мужчина имеет право развестись с женою, даже если он нашел более красивую женщину». 

В Своем ответе Иисус напоминает им об изначальном Божьем идеале брака (Быт. 2:24). Матфей записал ответ Христа: «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф. 19:4-6).

Иисус конечно же знал учение раввинов. Позиция Шаммая была ближе Христу, чем позиция Гиллеля. Но учение Христа не соответствовало даже лучшему из них, пишет Мур, потому, что:

 Во-первых, теология Шаммая основана на отрывке из Второзакония 24:1-4, в то время, как Иисус основывал Свои выводы на Бытие 1-2. Во-вторых, Шаммай обращает внимание лиш на данное мужу законное разрешение на развод, а Иисус говорит о духовных обязанностях обоих сторон. В-третьих, только Иисус устанавливает ограничение на повторный брак, в то время как иудеи не видели в этом ничего плохого.

 

Мужчина и женщина были созданы Богом для создания семьи, чтобы образовать нерасторжимый союз в «одной плоти». Элуэлл и Камфорт описывают произошедшее сотворение в книге Бытие: «одна плоть» в контексте своего безгрешного окружения (Быт. 2:24). В таких условиях расторжение брака было немыслимым. Во время Своего служения Иисус говорил, что таким Бог изначально задумал брак. Если муж и жена – «одна плоть», расторжение брака невозможно и их союз не отменим (Мф. 19:6)». Люди не должны разлучать или же разводить то, что сочетал Бог и того кто физически, духовно и эмоционально принадлежит друг другу. 

Иисус использовал для Своего объяснения два действия: «оставит и прилепиться»., поясняя, что брачные связи даже выше родительских, выше кровного родства, превращающие двоих человек в нечто одно, единое целое и неделимое.

Не удовлетворившись ответом Христа, фарисеи задали свой второй вопрос о заповеди развода (Вт. 24:1-4): «Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею»? (Матф. 19:7). Фарисеи спрашивая Иисуса, хотели обличить Его в том, что Он настраивает народ против закона Моисея.

И далее Иисус, отвечая на контраргумент фарисеев, со свойственной Ему простотой и прямотой поясняет значение текста во Второзаконии. Христос сразу уточнил, что Моисей не «заповедал» мужу разводиться с женою. Но «напротив, он запретил мужу жениться на одной и той же женщине дважды». Другими словами можно сказать, что если муж думает развестись со своей женой, то он должен очень хорошо подумать, потому, что его решение будет окончательным и бесповоротным. «Итак, брак – это не контракт, заключенный ради удобства и удовольствия на какое-то время и подлежащий легкому расторжению». Иисус без труда определяет и называет и причину развода: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Матф. 19:8, 9). Итак мы видим, что единственная причина почему Моисей допускает развод – это «жестокосердие». Своим ответом Иисус указал фарисеям на неверное понимание Писания, что Моисей по греховности и по жестокосердию израильского народа позволил развод, но не признал его обязательным, как это пытались утверждать фарисеи. Развод был не заповедью и одобрением, а уступкой человеческой слабости. Элуэлл комментирует это так:

Вт. 24:1-4 разрешает развод единственно по причине жестокосердия (греховности) человека, но не таков был изначальный Божий замысел (Мф. 19:8). В Мф. 19:9 (ср. Мк. 10:10-12) Он повторяет принцип из Мф. 5:31-32 — развод порождает прелюбодеяние, «кроме вины любодеяния» (рогneia), когда прелюбодеяние и так уже имело место. Муж (или жена в Мк. 10:11-12), разводясь по любой иной причине, кроме porneia супруга, и вступая в повторный брак, совершает прелюбодеяние. В Лк. 16:18 эта ситуация рассматривается с обеих сторон: прелюбодеяние совершает и тот, кто развелся, и тот, кто женится на разведенной. 

 

И далее продолжая эту мысль Немнев написал: «Моисеево установление было дано как приспособление к духу времени с целью избрать наименьшее из зол и носило лишь временный характер».

Позволение Моисея давать разводное письмо было вызвано необходимостью социальной защиты женщины против жестокого обращения с ней мужа. Это могло быть одним из поводов для принятия Моисеем такого гражданского акта, но основной  причиной являлась греховность человека. Мур подчеркивает: «Важно понять, что Моисей не защищает развод. Скорее он регламентирует его. Он не может остановить разводы, но может ввести их в русло законности».

Призывая Своих последователей считать брак нерушимым, Иисус напомнил им об идеале сотворения. Отрицательно отзываясь о разрешении развода в учении раввинов, Иисус выступил за соответствие изначальному идеалу Бога, говоря, что «сначала не было так» (Мф. 19:8). И ответ Иисуса Христа фарисеям показывает, что Он не одобрял развода (Мф. 19:6) и допускал развод в том случае, если один из партнеров совершил прелюбодеяния (Мф. 19:9).

В отличие от фарисеев, ученики Иисуса поняли, что Он имел в виду: мужчина не должен был отсылать от себя свою жену по любой причине или вообще без всякой на то причины, как это было в дни Моисея и после его смерти. Только прелюбодеяние могло быть достаточно серьезной причиной для развода. И поэтому даже апостолы Христа  сказали, что лучше вовсе не жениться, подчеркивает в своем толковании Евангелия от Матфея Райл: «Замечание, которое сделали ученики Господа по этому вопросу, показывает, что брачные стандарты в израильском обществе были очень низки. Ученики сказали: "Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться". Конечно же, они имели в виду, что если разводиться с женой нельзя по более мелкой причине, чем неверность, то лучше вообще не жениться. Не правда ли, в устах апостолов эти слова звучат очень странно!». В те времена поводом для развода могла стать любая мелочь, и решение этого вопроса оставалось за мужчиной.

Именно законный развод важен для дальнейшей семейной жизни человека. И Алворд подчеркивает: «Наконец, "древние евреи (подобно грекам и римлянам) почти единогласно согласились, что законный развод предоставляет человеку право вступить в повторный брак. Так что слова Иисуса были бы почти наверняка восприняты как разрешение на повторный брак при разрешенном разводе" (Blomberg, 111)».

Итак, сказанное Иисусом Христом в девятнадцатой главе подкрепило Его учение, записанное в пятой главе Евангелия Матфея, а именно, что: «Он допускает развод только в случае прелюбодеяния». Хорошие коментарии находим у Немцева:

Христос показывает, что разводы никогда не входили в Божественный план, что идеалы брака были установлены еще в Ветхом Завете, и с тех пор они никогда не изменялись. Иисус подчеркнул, что во Втор. 24:1 Бог не давал права на развод, а позволение разводов, данное Моисеем и Ездрой, было лишь реакцией на особую ситуацию, сложившуюся в жизни народа, отступившего от Божьих повелений. И цель этих постановлений — предотвращение еще большего зла.

 

Мак-Артур суммирует позицию Христа следующим высказыванием: «Развод по любой другой причине кроме блуда, греха прелюбодеяния одного из супругов, всегда незаконный, независимо от того, кто является инициатором развода».

 ДАЛЕЕ

Форма входа

Поиск по Библии

Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Сайты


Copyright MyCorp © 2018