Почти все христиане, которых
сочитывают в церкви во время брачной церемонии произносят слова «пока смерть не
разлучит нас», но не всех разлучает смерть. К сожалению, бывает и так, когда
примирение уже невозможно, что даже помощь опытных
душепопечителей и служителей церкви не помогает сохранить брак и не допустит
развода. Коллинз подчеркивает положение и ситуацию после развода: «теперь снова один, нередко это родитель без друга
(или подруги) жизни; теперь он носитель ярлыка — «разведенный».
И
уже после развода людей возникают вопросы о том как жить дальше, какое будущее
ждет меня и моих детей, как меня теперь воспримут мои знакомые в церкви? Эти
вопросы без сомнения очень важны и требуют ответов. И если не христианин, то
кто еще сможет донести до этих людей именно Божью правду и Божью волю. Ведь в
этом положении человек особо уязвим и незащищен от дальнейших, нередко,
греховных последующих действий. «Так как любой развод — это кризис, душепопечитель
обязан поддержать разводящихся, подавая им необходимые советы и практическую
помощь.
Опытный пастор церкви Александр Дудник в своей
книге «Семья. Разводы. Повторные браки» пишет: «В вопросах брачной жизни люди в
своих корыстных целях порой напутывают столько, что ни юрист, ни богослов, ни
самый опытный служитель разобраться не могут, и, видимо, отдельные узлы
развяжет только Бог в Своем праведном суде (Евр. 13:4). Вот почему в этих
вопросах спешить нельзя, а надо хорошо разобраться».
В
справочнике душепопичителя есть и очень хороший совет для человека после
развода: «следует поискать опытного пастора или служителя – они помогут решить
проблемы в свете Писания». Чтобы избежать дальнейших ошибок,
начните больше времени посвящать общению с Богом, молитве и чтению Библии. А так же в вопросе будущего после развода
необходимо процитировать слова Мак Артур: «Когда узы брака, или связь, между
супругами разорваны по одной из этих (Библейских) причин, христианин свободен
вступить в повторный брак. Из Писания мы узнаём, что, когда развод законный,
новый брак допускается».
В заключении этой главы важно еще раз сказать о
божественности происхождения брака. О том, что институт брака весьма важен в
планах Бога как средство общения мужа и жены, как средство продолжения рода
человеческого, как средство противодействия
греха прелюбодеяния, о том, что Бог созидает семью. «Муж и жена
«сочетаются Богом. Идеалом служит брак на всю жизнь».
Божий принцип устройства жизнедеятельности семьи и
брака является актуальным для всех людей без исключения, верующих и неверующих.
Кто хочет жить счастливо должен соблюдать инструкции написанные Автором и
Создателем брака. «Таков был Божий план со времен Едема. Он не принадлежит
только иудейскому или христианскому мировозрению. Это – общечеловеческий план.
В этом Божья тайна творения: один мужчина и одна женщина на всю жизнь».
Кестенбергер и Джонсон делают важное в нашей теме заключение:
Во-первых, следует делать все возможное, чтобы ценить брак и сохранять
целостность брака. Во-вторых, если
исходить из того, что в случае прелюбодеяния или нежелания неверующего супруга быть в браке с верующей
развод допустим хотя и не обязателен, и когда уже исчерпаны все возможности восстановить первоначальный брак, следует определить, является ли развод
в данном конкретном случае допустимым с точки зрения Библии. Если да, то
человек может вступить в повторный брак, а
пастор может благословить его на это. В противном случае пастор должен отказаться от проведения свадебной
церемонии. В-третьих, вместо того
чтобы занимать позицию «никто не виноват»,
необходимо ясно определить, какая
сторона виновна, а какая невиновна. К невиновной стороне следует относиться как к
одинокому или несемейному человеку,
а к виновному как к разведенному. И,
наконец, взгляды человека на развод и повторный брак имеют важное значение не только для рядовых членов
церкви, но и для церковного
руководства. Может ли разведенный пастор, старейшина или дьякон заслуживать доверия среди членов своей
церкви?
Итак «христианское супружеское душепопечение ставит перед собой цель
сохранить брак подопечных, помочь парам в созидании более ровных, приносящих
удовлетворение, достойных супружеских отношений, в центре которых — Христос». Сегодня церковь должна всестороннее помогать
супругам глубоко осознать опасность развода и совместно искать пути выхода из
семейных конфликтов. А если факт развода уже имеется то помочь примириться друг
с другом. И сделать это прежде, чем кто-то из них успеет вступить в повторный
брак, ведь тогда уже будет слишком поздно что либо изменить. ГЛАВА 6
Несколько правил могут помочь подопечным в этом:
Признавать
наличие эмоций и необходимость выражать их откровенно по мере возникновения; Молить
Бога, чтобы Он помог им избежать ненависти, гнева и горечи. Как бы ты ни был
уязвлен, твоя месть решить ничего не может; Прощать с Божьей помощью и молиться
о тех, кто причиняет боль и несет разочарование; Сознательно избегать
эмоциональных ловушек прошлого. При этом следует бороться с искушениями делать
необоснованные обобщения о себе и ближних; лелеять нереалистические ожидания;
высказывать пророчества (например, утверждение, что жизнь в дальнейшем окажется
несчастной, становится установкой, которая, в свою очередь, сама может делает
жизнь несчастной); напрашиваться на неприятности (уходя в глухую оборону и
всякий миг ожидая худшего); упиваться своими горестями; бесконечно винить
ближних (особенно спутника жизни); рваться к новым делам, искать новые места
жительства и новые церковные общины в попытке начать новую жизнь; выживать,
принимая участие в других (находя удовлетворение только в детях или достижениях
других); и думать, что жизнь снова обретет смысл лишь во втором браке. (Там же, 618).
|