Суббота
18 Ноя 2017
10:28
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствуем Вас Гость
RSS
 
Семейное служение
Главная Мой профиль Регистрация ВыходВход
далее 3 »
Материалы

Семинары

Статьи

Игры в группе

Мультимедиа

Поделки

Картинки


Полезные ссылки

Евангелие от Марка 10:11-12 и от Луки 16:18

Рассматриваемые отрывки у Евангелиста Матфея очень похожи на то, что написано у Марка и Луки. Лишь у этих Евангелистов мы находим текст с несколько другим уточнением. Марк пишет:  «В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует (Мар. 10:9-12). И соответственно Лука пишет: «Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует (Лук. 16:18).

Почему в Евангелиях от Марка и Луки нет никаких оснований для разводов, а в Евангелии от Матфея есть – это прелюбодеяние. Напрашивается вопрос, а нет ли здесь противоречия? Это достаточно ясно описывает и поясняет Мур: «В параллельных отрывках Марка и Луки ничего не говорится о прелюбодеянии, как о единственно возможной причине развода, и, на основании этого, некоторые исследователи, даже усомнились в допустимости развода, как такового. Но во время Иисуса никто не стал бы отрицать, что прелюбодеяние – причина для развода; с этим соглашались даже Гиллель и Шамай. И Матфея 19:9 – ясное выражение этого взгляда»[1].

В Своем учении Иисус не мог Сам противоречить Себе. И очень хорошее объяснение нашего вопроса находится у Мак-Артура: «В Матф. 5 и 19 этот пункт включен для того, чтобы исправить неверное толкование фарисеями Божьего закона о прелюбодеянии. В этих главах условие дополняет учение Христа о разводе, изображенное в Марк. 10 и Лук. 16, а не противоречит ему»[2]. А так же нужно учитывать и о еврейской аудитории Евангелиста Матфея для того, чтобы понять и правильно истолковать слова Христа о разводе. Матфей писал для аудитории, знавшей Закон Моисеев, и что Закон говорил о разводе. Марк же обращает свое Евангелие к язычникам и, сам имея корни иудейского менталитета, адаптирует учение для людей другой культурной среды. В Евангелии от Луки автор практически повторяется текст Марка. Это же пояснение мы находим в статье «Брак» в Новом Библейском Словаре:

Отсутствие в вышеприведенных текстах Марка и Луки такой первостепенной причины развода объясняется тем, ни евреи, ни римляне, ни греки никогда не подвергали сомнению прелюбодеяние. Как главную причину для развода, а потому и евангелисты рассматривали ее как само собой разумеющуюся. Аналогичным образом Павел в Рим. 7:1-3, ссылаясь на еврейские и римские законы, не упоминает прелюбодеяние как повод для развода, так как об этом говорится в указанных законах[3].

Итак по текстам Марка и Луки о разводе можно сделать следующий вывод, что когда ученики задали Иисусу вопрос, то Он ответил, что повторный брак после развода - прелюбодеяние и независимо кто виновник развода - женщина или мужчина. Если рассматривать написанное Марком и Лукой отдельно от общего контекста, то можно прийти к выводу, что развод запрещен при любых обстоятельствах. Но в Иисус в Евангелии от Матфея (Мф. 19:9) делает ясное исключение. Там, где один супруг виновен в измене, другому позволено взять развод и, следовательно, быть свободным для повторного вступления в брак.

Нерасторжимость брака в учении Иисуса Христа

В этой части работы мы рассмотрели учение Иисуса о браке и о возможном разводе. Учение Иисуса подтверждает и углубляет учение Ветхого Завета о нерасторжимости брака. Иисус подчеркивает Божественность института брака и указывает на то, что брак является моногамным,  нерасторжимым и единственным на всю жизнь союзом. Из-за человеческого греха появились разводы, и Моисей, чтобы регулировать их, разрешил писать разводные письма. Иисус опроверг понимание иудейских раввинов о возможных причинах разводов, а «разводясь с женой, муж толкает ее на прелюбодеяние»[4]. Мак-Артур подчеркивает, что: «Развод никогда не был заповедан, даже за супружескую неверность»[5]. Факт развода показывает наличие факта «жестокого» сердца, слабости человека и его духовной незрелости. Вывод состоит в том, что для искренне верующих мужа и жены Иисус не считал развод возможным и правильным выходом, а только примирение. Божий принцип остается актуальным на все времена: «посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф.19:5,6).

Нельзя подвести итог и еще раз не сказать об единственном исключении из Божьего принципа. словами Александер: «Единственным исключением из этого принципа и, следовательно, единственным законным основанием для развода служат незаконные внебрачные половые связи одного из супругов. Развод по такой причине позволителен, но не обязателен. Всегда следует искать примирения, если уж произошла измена или разрыв отношений»[6].

Нерасторжимость брака в учении Павла 1 Кор.7

Как говорилось ранее, проблемы в брачной жизни являются весьма актуальными. И эти проблемы существовали и раньше, во дни Иисуса Христа и апостола Павла. Рассмотрев учение Христа, далее сделаем наша ударение на учение, данное нам в Писании через апостола Павла. В седьмой главе Павел открыто касается вопросов семьи и брака, этим исправляя неверное понимание в отношении одиночества, безбрачия и брака. Все эти направления являются важными в практической жизни буквально каждого человека, но тема данного исследование это библейское понимание развода. И в учении Апостола Павла мы можем видеть три категории семейного положения христиан. И каждой категории Павел дает особые указания.

Повеление для христиан, находящихся в браке с христианами

Павел пишет: «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены [своей]» (1 Кор.7:10,11). Через эти слова Павел обращается к христианам, верующим находящимся в браке, а уже далее Павел говорит к супругам, где верующим является один из двоих. Мак-Артур делает важное уточнение о авторитетности данного повеления: «Чтобы не было никаких сомнений относительно истоков излагаемого здесь учения, Апостол добавляет: «Не я повелеваю, а Господь»[7]. А Господь Иисус Христос, цитируя Быт. 2:24: «Поэтому оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одной плотью», сделал важное добавление: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф. 19:5-6).

Учение Христа о нерасторжимости брака повторяет и Павел. Лоури пишет, поясняя, что в отношении христиан, находящихся в браке с христианами это не рекомендация с возможностью свободного выбора, а твердое правило: «Христианам, состоящим в браке между собой, апостол повелевает то же, что повелел им Сам Иисус Христос (Мар. 10:2-12): не разводиться, рассматривая это как правило (Мат. 5:32)»[8].

Важное уточнение о причине развода мы находим у Мак-Артура: «Павел не обсуждает тему развода, причиной которого является прелюбодеяние. Об этом говорил Иисус (Матф. 5:32; 19:8-9). Павел говорит о разводе по другим причинам, возможно — по причинам духовного порядка»[9].

Итак хороший вывод вышесказанному дает Мак-Артур: «Какой бы ни была причина, разводиться они не должны были. Жене не разводиться с мужем, и мужу не оставлять жену свою. Термины «разводиться» (хоризо) и «оставлять» (афиеми) в контексте отношений между мужем и женой означают развод, а это запрещено»[10]. Эту же мысль имеет и Александер: «В 1 Кор. 7:1-16, 39 утверждается, что состоящие в браке должны в нем и оставаться. Во-первых, супруги не должны разводиться (chorizo, 1 Кор. 7:10). Таков идеал (1 Кор. 7:39). Если же человек имеет возможность развестись, у него есть только два выбора: 1) оставаться потом безбрачным или 2) помириться. Возможности повторного брака нет»[11]. А вот Прайер подчеркивает, что подход Павла к разводу христианских пар весьма прост и категоричен: «Нет. Господь выразил этот запрет ясно и кратко, поэтому нельзя даже рассматривать возможность развода»[12].

Итак мы имеем повеление Павла для христиан, находящихся в браке с христианами - не разводятся (стихи 10, 11). Но если вы развелись, тогда не вступайте в брак снова или помиритесь (стих 11).

Указание для христиан, находящихся в браке с неверующими, желающими оставаться в браке

Далее Павел поясняет о том, как быть верующим, уже состоящим в браке с неверующими в Иисуса Христа: «Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1 Кор. 7:1-17). Здесь Павел объясняет выход из семейной ситуации, когда в одной семье есть и верующие и неверующие. Этот вопрос был и остается весьма актуальным. С этим вопросом сталкиваются везде, где проповедуется Евангелие. Если один из супругов приходит к вере, то часто это приводит не только к изменениям уже сложившегося уклада жизни, но и к большому напряжению. И нужно сказать, что в этой ситуации переживают и переносят трудности оба супруга. И мог возникать вопрос, а как жить дальше? И Мак-Артур ставит простой вопрос: «Имели ли эти верующие право развестись с теми, с кем они были связаны неравными узами, чтобы затем либо жить одиноко, либо вступить в брак с верующим?»[13]

Возможно некоторые из христиан думали, что их брачный союз с неверующим , а стало быть, идолопоклонником оскверняет верующего и его детей и бесчестит Господа. И поэтому Павел пишем, что в таких случаях происходило обратное - неверующий супруг и дети освящаются верующей женой или мужем. Мы видим, что брак с неверующими не может осквернить христиан, но получается обратное - Бог благословляет весь дом, если в семье есть христиане. Хорошее уточнение дает Мак-Артур: «Бог смотрит на семью как на союз. Хотя семья разделена духовно, хотя большинство её членов неверующие и безнравственные, в целом семья — под благодатью, если среди них есть верующий»[14]. Эту же мысль высказывает и Лоури: «благословение Божие в адрес верующего распространяется на всю семью»[15]. Поэтому неверующий супруг или супруга не оскверняет христианина и это не является причиной для расторжения брака.

Эту же мысль, совместного проживания верующих и неверующих, утверждает и Петр: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет.3:1, 2). Но главное здесь Петр видит в христианском образе семейной жизни.

Лоури так же пишет о позиции Павла в единстве семьи, что: «Верующий муж не должен оставлять не верующую жену, а верующая жена – не должна разводится с неверующим мужем»[16].

Есть так же христиане, которые имеют еще одно мнение на возможность развода в особо сложных жизненных ситуациях. Хорошее описание этого взгляда мы находим у Марк Мура, где он дает и свою оценку:

Некоторые считают, что физическое насилие, сексуальные извращения, умственное помешательство, болезнь Альцгеймере, продолжительное коматозное состояние, алкоголизм, наркомания и прочее могут быть достаточно вескими причинами для развода. Но нам следует быть очень осторожными. Хотя, возможно, существуют и другие веские причины для развода, помимо двух, указанных Иисусом и Павлом, пара не имеет права принимать решение о разводе изолированно от общины. В случае напряженных семейных отношений, пара обязана обращаться к церкви за советом и молитвой[17].

 

Конечно, мы понимаем, что вопросы рассмотренные Иисусом и Павлом не охватывают всех возможных ситуаций семейных проблем и споров, но эти примеры дают нам Божьи стандарты правильного разрешения этих вопросов

Итак Павел учит христиан не быть инициаторами развода и не искать повода к разводу, находясь в браке с неверующими, желающими оставаться в браке. «Верующие не должны оставлять неверующего супруга (1 Кор. 7:12-13)»[18] - пишет Ральф Г. Александер. И Мак-Артур дополняет: «Поэтому, если неверующий супруг или супруга готовы оставаться в браке, верующий не должен искать развода»[19].

Итак мы имеем указание Павла для христиан, находящихся в браке с неверующими, желающими оставаться в браке - не разводятся и оставаться в браке, ради семьи (стихи 12-14).

Указание для христиан, находящихся в браке с неверующими, желающими развестись

Далее Павел пишет о неверующем супруге, который хочет развестись: «Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь? (1 Кор.7:15). Если неверующий супруг имеет желание расторгнуть брак, то от верующей дальнейшее развитие событий часто уже не зависит. И Мак-Артур пишет, что: «Если неверующий начинает бракоразводный процесс, верующая сторона не должна вступать в спор»[20]. И далее он делает важное утверждение относительно причины развода: «Если неверующий муж или жена не могут терпимо отнестись к вере супруга или супруги и хотят освободиться от этого союза, лучше расторгнуть брак, чтобы сохранить мир для Божьего чада. Бог хочет, чтобы Его дети жили в мире и гармонии, а борьба, суета, брань, упрёки и огорчения только подорвут и нарушат этот мир»[21]. Эту же мысль продолжает Александер: «когда неверующие супруги оставляют верующих, те не  связаны этим принципом сохранения брака. Тогда брак расторгается»[22]. Лоури делает утверждение: «Если неверующая сторона настаивает на разводе, отказывать ей в этом не следовало»[23]. И сделать вывод сказанному можно словами Мак-Артура, который написал: «Пусть разводится» — это не разрешение, а повеление»[24].

В заключении рассмотрения третий категории семейного положения нужно сделать важное уточнение. Итак, мы рассуждаем о христианах, находящихся в браке с неверующими, желающими развестись и знаем – да, можно разводится. Важное уточнение дает нам Прайер о том, что: «Вывод о невозможности продолжать совместную жизнь в браке должен сделать неверующий партнер, и смысл всего этого отрывка – в том, что основанием для такой несовместимости служит вера христианина»[25].

Итак мы имеем указание Павла для христиан, находящихся в браке с неверующими, желающими развестись. Если неверующий супруг или неверующая супруга захочет уйти, то пусть уходит. Христианин или христианка с ним или с ней не связаны (стих 15).

Изучив учение Нового Завета о семье и браке, можно сделать следующие выводы. Первое – это то, что в учении Нового Завета нет изменений в порядке семейного устройства и стандарта брака, который был дан Богом еще при сотворении (Быт. 2:18, 21-24). Грудем описал это так: «Заповеди Нового Завета, касающиеся брака, никоим образом не дают продолжения каким либо элементам проклятия и не одобряют греховных аспектов человеческих взаимоотношений; они вновь утверждают порядок и различие ролей, которые изначально существовали в благом творении Бога»[26]. И следующее – это то, что в учении Нового Завета для развода существует только две обоснованных причины – сексуальная неверность и разрыв по инициативе неверующего супруга. Алворд сделал анализ и соответствующие выводы о Библейском понимании развода Нового Завета в учении Иисуса Христа и апостола Павла и записал следующее:

Таким образом, расширение области разрешенного неправильно, и единственный законно разрешенный повод (не требование) для развода - "незаконная половая связь" (BAGD, 693 - porneia), например, прелюбодеяние, кровосмешение, проституция, гомосексуализм и зоофилия». А также в учении Апостола Павла: «Под вдохновением Святого Духа, Павел позже добавил еще один повод к разводу в том случае, если неверующий супруг или неверующая супруга бросает верующего (-ую) или разводится с ним (с ней). В таком случае верующий больше не связан и свободен вступить в повторный брак (1 Кор. 7:12-15)[27].

 

Церковь должна руководствоваться только конкретными библейскими принципами в каждом отдельном случае расторжения брака. Поэтому важно выработать правильное, библейское отношение к разводу. Подвести окончательный итог о Библейском понимании развода можно словами Мак-Артура: «В свете Слова Божьего, брак разрывается только смертью одного из супругов (Рим. 7:2), прелюбодеянием (Матф. 19:9) или уходом неверующего супруга из семьи (1 Кор 7:12-15)»[28]. И сегодня наши церкви должна всестороннее заботиться о укреплении семьи и брака, проводить своевременную профилактическую душепопечительскую работу со всеми категориями людей: до брака, в благополучном или счастливом браке и в критическом браке. Если же развод несмотря на все усилия все же произошел, очень важно предостеречь человека от возможного греха и направить его дальнейшие поступки в библейском понимании.



[1] Мур, Жизнь Христа в хронологическом порядке, 192.

[2] Мак-Артур, Толкование книг Нового Завета Евангелие от Матфея, 1-7, 341.

[3] Новый Библейский Словарь Часть 2 (Санкт-Петербург: Мирт, 2001), 111.

[4] Мур, Жизнь Христа в хронологическом порядке, 107.

[5] Мак-Артур, Толкование книг Нового Завета Евангелие от Матфея, 1-7, 342.

[6] Элуэлл, Евангельский словарь библейского богословие, 875.

[7] Джон Ф. Мак-Артур, мл., Толкование книг Нового Завета 1-е Послание к Коринфянам (Минск: Типография «Принткорп», 2005), 193.

[8] Дейвид К. Лоури, Толкование новозаветных посланий и книги Откровения, ред. Платон Харчлаа (Ашфорд: РЕМ и СМИ, 1992), 214.

[9] Мак-Артур, Толкование книг Нового Завета 1-е Послание к Коринфянам, 194.

[10] Там же, 193.

[11] Элуэлл, Евангельский словарь библейского богословие, 875.

[12] Дейвид Прайер, Первое послание к Коринфянам (Санкт-Петербург: Мирт, 2002), 139.

[13] Мак-Артур, Толкование книг Нового Завета 1-е Послание к Коринфянам, 194.

[14] Там же, 195.

[15] Лоури, Толкование новозаветных посланий и книги Откровения, 214.

[16] Там же, 214.

[17] Мур, Жизнь Христа в хронологическом порядке, 108.

[18] Элуэлл, Евангельский словарь библейского богословие, 875.

Форма входа

Поиск по Библии

Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Сайты


Copyright MyCorp © 2017